
8.15
7.50
Сериал Мертвые души онлайн
Актеры:
Александр Трофимов, Александр Калягин, Юрий Богатырев, Лариса Удовиченко, Тамара Носова, Виталий Шаповалов, Алексей Зайцев, Виктор Сергачев, Мария Виноградова, Иннокентий Смоктуновский
Режисер:
Михаил Швейцер
Жанр:
драмы, отечественные, исторические, комедия
Страна:
СССР
Вышел:
1984
Добавлено:
сериал полностью из 5
(09.08.2013)
В центре сюжета телесериала находится популярная на весь мир поэма известного русского литератора Николая Васильевича Гоголя, мастерски переведенная на экран. Главный герой истории - хитроумный авантюрист Павел Иванович Чичиков, умело прикидывающийся состоятельным помещиком. Явившись в один из провинциальных городов, он начинает интенсивно знакомиться с местными жителями, стремясь завоевать их доверие и стать желанным гостем на роскошных званых ужинах и обедах знати.
Чичиков ловко лавирует в обществе, искусно пряча свою настоящую сущность под маской успешного землевладельца. Никто из окружения даже не догадывается о его истинной цели - скупке душ умерших крестьян, числящихся официально как живые. Он беззастенчиво покупает их у доверчивых помещиков за бесценок, а затем переоформляет на собственное имя, скрывая тот факт, что эти люди уже покинули этот мир.
Эти махинации преследуют одну цель - обогатиться до неприличия и обрести долгожданную власть. Однако судьба расставляет свои сети, и вскоре общество начинает прозревать, срывая с Чичикова все его маски, обнажая перед всеми настоящего афериста и ловкого обманщика.
Рецензии
Экранизация поэмы "Мертвые души" превосходит все ожидания благодарных ценителей гоголевского наследия, являя собой исключение из правила посредственности фильмов, снятых по книгам. Как правило, попытки перенести литературные шедевры на экран заканчиваются неудачей: режиссерские интерпретации вступают в противоречие с индивидуальным восприятием персонажей читателями, которые уже наделили героев собственной внешностью, интонацией и поведением. Однако в данном случае диссонанс между ожиданиями зрителей и представлением режиссера сводится к минимуму.
Фильм погружает нас в атмосферу задумчивого и расстроенного Гоголя, который вопрошает: "Чего ты хочешь от меня, Русь?". Это не просто вопрос писателя о предназначении своего творчества, но крик души, выражающий его внутренние метания и переживания. Великолепная актерская игра передает глубину этих страданий, заставляя зрителя погрузиться в мир Гоголя.
Неожиданное появление ангела-вдохновения в облике молодого человека полностью завладевает вниманием аудитории и уводит нас от первоначальной цели просмотра - экранизации "Мертвых душ". Это не просто сюжетный ход, но мастерский прием режиссёра, доказывающий отсутствие посредственности в фильме.
После разговора с ангелом Гоголь отправляется в путь по символичной дороге, уходящей вдаль. Эта дорога олицетворяет переход писателя от состояния творческого ступора к пылкому стремлению выразить свои мысли и поделиться ими с миром.
Затем мы наблюдаем рождение главного героя поэмы в обыденной обстановке, где Гоголь предстаёт в роли наблюдателя. Это не просто эпизод - это метафора ожидания писателем появления своего детища на свет в самых непримечательных условиях.
В просторной комнате мы видим Гоголя за работой над поэмой "Мертвые души". Каждое его слово бережно записывается мужчиной, сидящим напротив. Так мы становимся свидетелями рождения гениального произведения, в котором каждый человек увидит отражение своей сущности.
Воплощение сюжета поэмы на экране происходит параллельно с диктовкой Гоголем своих предложений. Режиссёру удаётся показать писателя и его творение во всей красе, без потери глубины и неоднозначности оригинального произведения.
Сюжет "Мертвых душ" был подсказан А. С. Пушкиным, который оказывал большое влияние на Гоголя. В поэме автор хотел показать всю Русь в её многообразии и ответить на вопрос: "Русь, куда несешься ты?". Для этого он создал сложную многомерную композицию, перекликающуюся с тематикой "Божественной комедии" Данте.
Особое значение имеет название поэмы - "Мертвые души", которое заключает в себе два смысла: умершие крестьяне и моральная смерть помещиков. Каждый из них олицетворяет определенный человеческий порок, а Гоголь через лирические отступления отвечает на главные вопросы бытия.
Фильм передаёт восхищение Гоголя необъятными просторами России и его веру в особое предназначение Руси. Олицетворением этой любви к Родине становится птица-тройка, правимая бородатым ямщиком. Чтобы понять Русь и её предназначение, необходимо обладать не только умом, но и способностью чувствовать её дыхание.
Завершается поэма (и фильм) известным лирическим отступлением о птице-тройке, в котором Гоголь вопрошает: "Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?". Этот вопрос адресован каждому из нас и требует ответа, найденного лишь глубоко в собственной душе.
Актуальность фильма и поэмы заключается в том, что все описанные пороки до сих пор присутствуют в нашей жизни. В каждом из нас живут хитрый Чичиков, Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев и Плюшкин. И завершает Гоголь свой труд сложным вопросом: "А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?". Ответ на этот вопрос каждый должен найти самостоятельно.
Таким образом, экранизация поэмы "Мертвые души" является исключительной по своей художественной ценности работой, достойной высших похвал. Она не только удачно передает дух и настроение оригинала, но и обращается к вечным вопросам бытия, актуальным для каждого человека вне времени и пространства.
«Мертвые души» - название столь емкое и выразительное, что оно само по себе является вершиной мастерства писателя Гоголя, человека поистине неординарного. Его творения обрели вторую жизнь на экранах, трансформировавшись из литературы в целые вселенные, где каждый персонаж предстает перед нами со своей неповторимой судьбой, вынуждая погрузиться в их истории.
Режиссеру Михаилу Швейцеру удалось нечто поистине божественное: он перенес на экран суть поэмы Гоголя, столь же точно и многомерно, как это было изображено пером великого писателя. При ближайшем рассмотрении фильма, нам начинает казаться, что настоящие мертвые души пребывают не среди умерших крестьян, а среди тех, кто называет себя их хозяевами. Эти помещики утратили способность растить Россию и сами стали помехой на пути прогрессивного класса предпринимателей, олицетворением которого выступает персонаж Чичикова.
Хотя цинизм Чичикова налицо, отнести его к «мертвым душам» было бы ошибкой. Мы видим, что сколь бы добрыми и заботливыми ни были помещики, с которыми общается Чичиков, именно они являются настоящими мертвецами, лишенными всякого развития и смысла. Чичиков, несмотря на отсутствие моральных ограничений, остается единственным человеком в гоголевском мире, кто претворяет свои планы в жизнь, а не загоняет их в глубины своего сознания, подобно персонажу Манилова.
Фильм «Мертвые души», как и произведение Гоголя, сохраняют свою актуальность и сегодня. В нас всех есть частицы тех героев, которые он описал с такой непревзойденной точностью. Встретившись с их изображениями, мы склонны отвернуться с недоумевающей улыбкой, утверждая: «Нет, это не мы». Однако признать в себе черты этих персонажей всегда сложно - человеку свойственно отказываться видеть собственные недостатки.
Наш кинематограф смог мастерски воскресить русскую классику, даровав ей вторую жизнь на экранах.
Н.В. Гоголь, выдающийся русский писатель, предстал перед нами во всей своей гениальности и многогранности в шедевре "Мертвые души". Этот роман является глубоким размышлением о сущности дореволюционной русской действительности, о пагубных пороках человечества, которые поглощают души людей, оставляя лишь пустоту и безжизненность.
Наша встреча с главным героем, Чичиковым, перерастает в увлекательное путешествие по империи России, где мы сталкиваемся с множеством причудливых персонажей. Однако эти странные люди не просто безумны или мертвы телесно - их души пребывают в летаргическом сне, погребенные под грузом пороков: глупости, жадности и алчности.
Гоголь мастерски рисует нам галерею отрицательных героев, не оставляя ни единого положительного образа. Каждый персонаж носит на себе печать своих изъянов, отталкивая нас своей нравственной деградацией. Это поистине уникальное явление в мировой литературе, где автор целенаправленно избегает создания идеальных героев.
Представленный телесериал предлагает нам задуматься над тем, изменилось ли что-то в нашем обществе с тех пор, как Гоголь писал свой роман. Несмотря на то, что сам сериал не является новинкой и его качество изображения оставляет желать лучшего, он все же представляет собой ценный и любопытный художественный опыт.
Сложно судить о качестве съемок, учитывая возраст сериала и эволюцию визуальных стандартов в кинематографе. Однако не стоит обходить вниманием сам сюжет и его актуальность для нашего времени. "Мертвые души" - это настоящий кладезь мудрости и реализма, который продолжает быть поучительным и талантливым даже спустя столетие после своего создания.